Выбор пускового бустера: 3 ячейки в литий-полимерной батарее или 4 ячейки?
Что означают пометки «3 Сells» или «4 Сells» в характеристиках пускового устройства, и совместимы ли в плане использования оба варианта? Есть ли какие-то ограничения при использовании разных устройств? Насколько вообще этот момент важен при выборе «бустера»?
Обозначения «3 Сells» или «4 Сells» можно встретить на корпусах пусковых устройств и в их описании на сайтах производителей и в интернет-магазинах. Давайте разберемся что это такое, как работает и для чего нужно!
«3 Сells» или «4 Сells»
Внутри любого мобильного пускового устройства-«бустера» находится литий-полимерная батарея, сформированная из цепочки отдельных литий-полимерных ячеек. Выглядят они как прямоугольные блоки-«пакеты», и могут иметь достаточно широкую гамму размеров и характеристик по выдаваемому току и емкости в зависимости от положения устройства в модельном ряду производителя.
Напряжение любого литиевого элемента в зависимости от степени заряженности, составляет 3,7-4,2 вольта. Соответственно, чтобы получить нужные для пуска автомобильного двигателя 12 вольт, в бустере соединены последовательно, как лампы в елочной гирлянде, три ячейки-«пакета». Собственно, это и называется архитектурой «3 Сells» — все, как видите, очень просто! То же самое касается варианта «4 Сells», где применяется «гирлянда» из четырех пакетов. Но зачем нужны 4-ячеечные устройства, если 12 вольт нам вполне достаточно? Поехали дальше!
Если напряжение ячеек в полностью заряженном состоянии составляет 4,2 вольта, индикатор «бустера» показывает 100%, и «3 Сells»-гаджет выдает на клеммах-«крокодилах» 12,6 вольта, идеально подходящие для запуска автомобильного мотора. На клеммах же неполностью заряженного устройства, или отдавшего часть энергии на запуск, присутствует иное напряжение. Если индикатор показывает 75% — то напряжение каждой из трех ячеек просело до 4 вольт, а общее, соответственно, до 12 вольт. Если напряжение ячеек упало до 50%, то общее снизилось до 11,5 вольт. Ну а 25% заряда – это и вовсе 11,1 вольта.
В принципе, даже четверть заряда «бустера» вполне пригодна для запуска автомобиля с практически в ноль разряженной его штатной батареей, однако есть нюансы. К примеру, ваше пусковое устройство – уже не слишком новое… Вы пользовались им 3-4 года, литиевый аккумулятор лишился части своей емкости, возросло его внутренне сопротивление, на котором теряется отдаваемый ток. А значит, просадка напряжения под нагрузкой – увеличилась. И, несмотря на то, что стартер крутит вполне нормально, запуска двигателя не происходит.
Подобный эффект нередко встречается на обычных свинцовых стартерных батареях в штатном режиме, когда им не помогает «бустер». Дело в том, что в современных автомобилях электроника, управляющая мотором, значительно более чувствительна к уровню напряжения бортсети, нежели простой и дубовый стартер. И может (особенно зимой) возникать ситуация, когда стартер крутит коленвал пусть и не так бодро, как летом, но в целом стабильно и достаточно интенсивно, а двигатель (совершенно исправный, подчеркнем!) не схватывает…
Причина этого, как правило, заключается в избыточной просадке напряжения (до уровня 10,5 вольт, что соответствует полностью разряженной свинцовой батарее, а то и ниже) – обычно такое случается с аккумуляторами с повысившимся после 1-2 случаев глубокого разряда внутренним сопротивлением. Свинцовые батареи (в особенности те, что принято называть «кальциевыми»), к глубокому разряду весьма чувствительны, и редко когда полностью восстанавливают свои свойства, переночевав, к примеру, на холоде с невыключенным габаритным светом. В результате емкости аккумулятора еще хватает, чтобы более-менее внятно вращать стартер, но просадка напряжения ниже допустимого уже блокирует электронику впрыска и зажигания. От такой батареи карбюраторная машина (с отлаженным и чистеньким карбюратором, естественно!) может заводиться с пол-оборота, а вот современные бензиновые и дизельные авто с развитой электроникой – нет…
Когда вы подсоединяете к аккумулятору, пережившему в свое время глубокий разряд и частично пришедшему в негодность, пусковое устройство, то, в принципе, нет большой разницы, насколько разряжена штатная батарея автомобиля – наполовину или вообще в ноль. Напряжение бустера с ней в любом случае не суммируется, и если пусковое устройство испытывает те же самые проблемы (оно либо уже сильно видавшее виды и немолодое, либо недозаряженное, либо все это вместе), то эффект от помощи может оказаться аналогичным – стартер более-менее живо вращается, а мотор не заводится, поскольку для электроники уровень напряжения все еще недостаточен! Иногда помогает нажатие кнопочки в коробочке, установленной на бустерных проводах с «крокодилами», снимающей защиту от переполюсовки, ибо на этой защите теряется 0,2-0,4 вольта, которые могут оказаться решающими. А иногда не помогает…
Именно по этой причине у многих производителей в ассортименте появляется все больше «бустеров», собранных по схеме «4 Сells». Их батарея, как уже было сказано выше, состоит не из трех последовательных ячеек, а из четырех. Напряжение на «крокодилах» такого устройства заметно выше – не 12-12,6 вольт, как у «3 Сells», а 14,8-16,2 вольта. Пусковое устройство показывает себя более эффективным в трудных ситуациях, когда «вольтодобавка» лишней ячейки позволяет завести мотор там, где не справляется «пускач» на трех ячейках.
При этом сам по себе формат «4 Сells» не означает более высокого пускового тока – он вообще никак не связан с током! Элементы внутри «4 Сells»-устройства могут иметь разную токоотдачу – в зависимости от конструкции корпуса «бустера» и его положения в табели о рангах продуктовой линейки производителя. Четырехэлементная архитектура запросто применяется и в компактных пусковых устройствах для двигателей малого и среднего литража, и в могучих «кирпичах», крутящих коленвалы многолитровых внедорожников и даже коммерческой техники.
Не опасны ли для бортовой сети 16 вольт?
Диапазон рабочего напряжения бортовой сети автомобиля – 13,8-14,2 вольта. И если оно по какой-то причине (как правило, из-за неисправности реле-регулятора на генераторе) поднимется до 16 вольт, электроника современного авто сообщит о проблеме. Если автомобиль пожилой и к продвинутым не относится, о неисправности может сигнализировать нештатный вольтметр (типа какой-нибудь алиэкспрессной «затычки» в прикуриватель) или выносной маршрутный компьютер. Торчащий в диагностическом разъеме OBD2 bluetooth-сканер или Android-магнитола — в большинстве таких гаджетов рост напряжения до 15 вольт и выше является порогом для оповещения водителя.
Соответственно, у автовладельца может возникнуть вопрос – не опасно ли запускать двигатель с помощью «4 Сells-бустера», который выдает в бортсеть 16 вольт?
Разумеется, применение таких «пускачей» полностью безопасно для любого автомобиля, в том числе и самого современного, с развитой электроникой и морем электрических опций. Во-первых, столь мощная нагрузка, как стартер, вызывает у любого источника тока, включая мобильное пусковое устройство, просадку напряжения. Как раз до той самой нормы – 13-14 вольт. Во-вторых, 16 вольт больше заведомо штатных 14,2 всего лишь на 12%, и если бы такой незначительный скачок выводил из строя электронику, современный автомобиль был бы фатально ненадежным, а этого мы, разумеется, не наблюдаем. Так что даже возврат напряжения на крокодилах «бустера» от 13-14 вольт в момент запуска, до первоначальных 16 вольт после того, как стартер перестал вращаться, а мотор завелся, совершенно безвреден.
Само по себе напряжение 16 вольт, которое в обычной ситуации может появиться в бортовой сети, к примеру, при неисправности генератора, не представляет никакой опасности для электроники – только для аккумулятора, который на повышенном напряжении работает с перезарядом и быстро теряет уровень электролита из-за выкипания воды. Но для повреждения АКБ с высоким напряжением бортсети нужно кататься достаточно долго, и к кратковременному использованию «4 Сells-бустера» это не имеет никакого отношения…
Сколько служит пусковое устройство?
Кстати… Выше прозвучала фраза «к примеру, ваше пусковое устройство – уже не слишком новое; вы пользовались им 3-4 года, и литиевый аккумулятор уже лишился части своей емкости». А, собственно, каков срок службы подобного гаджета?
Разумеется, обозначить четкие цифры тут невозможно, как и в случае со штатным свинцово-кислотным автомобильным аккумулятором. Условия эксплуатации могут сильно различаться – у одних батарея используется в основном в теплое время года и для в массе для длительных поездок, у других – многократные запуски 365 дней в году и зимний недозаряд… Впрочем, если брать какую-то среднюю статистику, без лишних крайностей, то в исправном автомобиле стартерная батарея обычно служит не менее 3-4 лет, а дальше – как повезет.
Про литий-полимерный аккумулятор пускового устройства можно сказать примерно то же самое. Безусловно, использование его таксистами, которые применяют «бустеры» в коммерческом режиме, постоянно запуская разных разрядившихся бедолаг, заметно укорачивает ему жизнь, но у обычных пользователей, которые применяют гаджет для эпизодической помощи в запуске собственного авто и машин родственников и друзей, в принципе минимум на три года можно рассчитывать смело. Потом у батареи может повыситься внутреннее сопротивление и пиковый ток снизится, затруднив использование прибора именно, как «пускача». Однако это совершенно не помешает перевести его в статус емкого универсального пауэрбанка для зарядки портативной электроники через USB-выходы, поскольку для токов, не превышающих несколько ампер, отслужившие «бустеры» отлично подходят.
Плюс стоит отметить интересную программу, которая пока имеется только у производителя пусковых устройств под маркой BERKUT. А именно – возможность покупки без наценки нового блока «пускача» взамен отслужившего. Не сказать, что это прямо какой-то аттракцион невиданной щедрости – просто производитель позволяет вам немного сэкономить, покупая не полный комплект (с пусковыми проводами и крокодилами, сумкой-чехлом и разными аксессуарами, типа зарядников и кабелей), а лишь сам блок. Единственное, что эта программа актуальна, по сути, только для жителей Москвы и области, которые могут приобрести блок «бустера» в офисе производителя. Если же заказывать устройство с пересылом, то доставка может съесть весь резон от такой покупки…