«Емкость или ток?» На что ориентироваться при выборе пускового бустера?

Емкость в миллиампер-часах и пиковый ток в амперах – эти два главных параметра характеризуют пусковое устройство, и их мы видим на упаковках и в инструкциях. Что из них важнее, на что на самом деле нужно ориентироваться и в чем порой кроется ошибка покупателя?

Зависит ли ток от емкости?

Один из самых распространенных потребительских мифов применительно к пусковым устройствам-«бустерам» — это «погоня за миллиампер-часами». Пользователи зачастую уверены, что емкость внутреннего аккумулятора «бустера» в миллиампер-часах напрямую корреллирует с пусковым током: чем больше емкость – тем больше и пусковой ток. И по этой причине нередко при выборе не доверяют устройству «А», у которого пусковой ток больше, чем у устройства «Б», если емкость у «А» при этом меньше, чем у «Б». Но верна ли такая логика?
Разумеется, нет! Дело в том, что емкость и пусковой ток – это самостоятельные параметры аккумуляторной литиевой (да на самом деле любой – свинцово-кислотной, никель-металлогидридной – неважно) ячейки, закладываемые на этапе изготовления. По-хорошему нам бы хотелось, чтобы любой аккумулятор имел характеристики, максимально достижимые для своей технологической стадии развития на текущий год, но это, увы, невозможно. Поэтому мы видим в любом магазине широкий ассортимент тех же стартерных свинцовых батарей – и батарея «№1», и батарея «№2» при одинаковых габаритах и весе заведут ваш автомобиль, но первая стоит 4000 рублей, а вторая почему-то 10.000 рублей. Вернее, не «почему-то», а явно по причине более высоких параметров – у аккумулятора «№1» мы видим, допустим, 450 ампер пускового тока и 50 ампер-часов емкости, а у «№2» — 600 ампер и 60 ампер-часов. Просто изготовление батареи с определенными ТТХ стоит определенных же затрат — у АКБ с более высокими характеристиками заводской техпроцесс сложнее, дороже пакет присадок в активную массу электродов, поэтому выше и конечная розничная цена. Однако по 10 тысяч батарею купит не каждый, а значит, в продаже представлены разные варианты за 4-5-6 тысяч – с более скромными параметрами, с меньшим сроком службы, но зато доступнее.

— Ага, вот вы и попались! – скажет наблюдательный читатель: — Ведь у батареи «№2» с бОльшей емкостью и пусковой ток выше – значит, логика приоритета емкости при выборе «бустера» все же правильная!
На самом деле — нет. Когда звучала аналогия со свинцово-кислотными АКБ, подчеркивалось – «при одинаковых габаритах и весе». У бустеров же габариты, форма и вес батарей отличаются очень существенно. И совершенно нормальна ситуация, в которой более компактное устройство выдает пусковой ток выше, чем более крупное. Но при этом уступает крупному в емкости. Ибо все зависит от типа установленных внутри ячеек, которыми определяется в конечном итоге положение прибора в модельной линейке производителя. Чем выше ток, емкость и количество дополнительных функций – тем дороже. Но эти параметры не растут строго синхронно! Все производители комбинируют их в том или ином сочетании, чтобы сформировать модельный ряд, в котором каждый найдет подходящий для себя гаджет.

Чтобы не уходить от конкретики – вот два характерных примера: BERKUT JSL-15000 и BERKUT JSL-18000, который порой вводят с затруднительное положение пользователя, выбирающего «бустер»:

— BERKUT JSL-15000 – более компактный прибор, имеющий емкость батареи в 12800 миллиампер-часов. Его пиковый пусковой ток – 700 ампер.
— BERKUT JSL-18000 – более крупный прибор, с емкостью аккумулятора – 18000 миллиампер-часов. А вот пиковый ток у него – меньше: 600 ампер.

Пользователям порой кажется, что JSL-18000 предпочтительнее, поскольку ее емкость выше. А вот более высокий пусковой ток JSL-15000 при сравнении характеристик двух приборов вызывает сомнение. На самом же деле параметры емкости и выходного тока у литий-полимерных ячеек бустеров – не связаны между собой! Просто батареи обоих устройств собраны на ячейках с разными характеристиками.

У одного ячейки более емкие, у другого – более высокотоковые. Первые в полтора раза больше вторых по габаритам. Однако на средней нагрузке, которая ниже предела обоих «бустеров», приборы будут работать абсолютно одинаково. Вот только гаджет с батареей на 40% большей емкости (JSL-18000) сделает больше пусков на одном заряде, что важнее, если вы планируете, скажем, оживлять автомобиль после длительного простоя вдали от гаража. А вот на предельной нагрузке, когда требуется завести мотор крупного внедорожника или грузовика, на первый план выходит ток, и нам ценнее преимущество в 100 ампер у более высокотокового «пускача» (JSL-15000).

И, кстати, небольшой превентивный дисклемер («отмазка») – для дотошных и внимательных читателей… Которые могут заявить, что на самом деле сравнение JSL-15000 и JSL-18000 не вполне корректное, ибо у этих «бустеров» слегка разное выходное напряжение, что имеет место быть ввиду отличий в архитектуре — «4 Сells» и «3 Сells». Эта тема заслуживает отдельного рассказа, и он есть у нас. Однако в целом применительно к истории с током и емкостью принципиального влияния вышеупомянутое отличие устройств не оказывает, и все сказанное прежде и далее – верно и пригодно для использования.

Так по какому параметру выбирать?

Что предпочесть при прочих равных условиях – бОльший ток или бОльшую емкость? Однозначно в приоритете ток, потому, что именно он заводит ваш двигатель, ну а итоговый выбор зависит от финансов, которые вы готовы выделить на пусковое устройство, и ввиду этого имеет некоторые нюансы.

Сперва самый приятный вариант – неограниченные средства. В этом случае мы вне зависимости от типа нашего автомобиля и объема его двигателя просто выбираем модель с максимальной емкостью, максимальным пусковым током, а также минимальной разницей между пусковым током и номинальным! Две цифры, обозначающие выходной ток, всегда пишутся на корпусе устройства и в его спецификации, и чаще всего номинальный ток вдвое ниже пускового. Если же соотношение пускового и рабочего отличается от типовых 1:2 в сторону увеличения номинального при аналогичном пусковом, то это говорит о более высоких характеристиках гаджета. В целом же «бустер», выбранный по флагманским характеристикам — залог максимально долгой жизни его аккумуляторной батареи ввиду отсутствия нужды в работе на границе перегрузки, а также широчайшие возможности в формате пауэрбанка для питания и зарядки разной портативной электроники. Да и просто психологически приятно, что вещь выбрана с наивысшим запасом, хотя он может никогда и не понадобиться. В ассортименте BERKUT такой вариант представляют могучие модели JSL-20000 и JSL-25000 с токами 800-1300 ампер и высокой емкостью. Однако серьезным минусом столь привлекательного варианта является цена…

Вариант более бюджетный и значительно более рациональный. Смотрим на характеристики штатного свинцово-кислотного стартерного аккумулятора вашего автомобиля – а именно, на пиковый ток, указанный на корпусе. И выбираем пусковое устройство с аналогичным (или близким) пиковым током. Емкость – по желанию: хотя принцип «чем больше, тем лучше» сохраняется, в целом для среднестатистического автовладельца подойдет ЛЮБАЯ, поскольку даже самый скромный по емкости «бустер» гарантированно дает не менее десятка запусков на одном заряде, чего хватит в 99,9% случаев. Если не хочется переходить на компромиссную стадию, но желательно еще немного сэкономить, можно ориентироваться на расчет по формуле «ток штатной АКБ минус 100 ампер». Ибо штатные батареи всех автомобилей, произведенных в России (или для официального импорта в Россию) имеют «локализованные» аккумуляторы, емкость которых существенно повышена ввиду особенностей нашего климата. «Минус 100 ампер» — беспроигрышный вариант. Для большинства легковых машин в этот алгоритм выбора укладываются модели BERKUT JSL-12000, JSL-15000, JSL-18000 с токами 400-700 ампер.

Ну и, наконец, эконом-вариант. Который требует определенного внимания в применении, чтобы использовать все имеющиеся в пусковом устройстве ресурсы без потерь, раз уж мы выбираем прибор, что называется, «впритык». Дело в том, что максимально корректный на первый взгляд метод — ориентироваться на ток холодной прокрутки штатного свинцового АКБ — это на самом деле вариант с огромным запасом — даже в случае «минус 100 ампер». И, например, вполне народный седан Volkswagen Polo, оснащаемый с завода аккумулятором на 640 (!) ампер выходного тока, отлично запускается вообще без штатной батареи микро-«бустером» BERKUT JSL-9000 с максимальным током 300 ампер и номинальным – 150 ампер. Так что использование 300-амперных моделей, типа JSL-9000, для моторов вплоть до двух литров, и 400-амперных, типа JSL-12000, – для крупных внедорожников, хотя и не рекомендовано производителем, но в целом возможно. Единственное, что нужно понимать – срок жизни «пускачей», работающих на пределе возможностей – сокращается, а при их подключении требуется особенная тщательность, чтобы на «крокодилах» не возникало потерь. Да и защиту от переполюсовки в клеммном блоке, возможно, придется отключать, поскольку она «съедает» доли вольта выходного напряжения, которое нам нужно пускать в дело без остатка!