Как русские «маршрутки» проехали «настоящий» Дакар?!
— источник публикации — сайт Колёса.ру.
Мир перевернулся — ралли Дакар проходит в Южной Америке. Далекий от автоспорта народ не может понять – что же в этом географическом словосочетании лишнее. Однако по маршруту прежнего, классического Дакара проходит другое известное ралли Africa Eco Race, которое в народе называют «настоящим Дакаром».
Трансконтинентальное ралли Africa Eco Race стартовало утром 30 декабря прошлого года в Монако. В толпе зрителей была слышна русская речь, что не удивительно – «проникновенье наше на планете особенно заметно здесь, вдалеке…». Среди участников впервые выступила команда ГАЗ Рейд Спорт, которая подготовила на эту гонку два автомобиля ГАЗель NEXT и два грузовика ГАЗон NEXT. Машины были собраны на стандартных узлах, используемых на обычных автомобилях ГАЗ, но в то же время были серьезно перестроены. У ГАЗели NEXT двигатель расположился за кабиной, таким образом обеспечив хорошую развесовку и доступ к основным узлам и агрегатам. Пилота и штурмана стал защищать металлический каркас безопасности, спортивные сиденья поставили с пятиточечными ремнями. В общем эти «боевые» машины мало похожи на привычные глазу обывателя автомобили ГАЗель.
«НАША КОМАНДА ХОРОШО ПОКАЗАЛА СЕБЯ НА РОССИЙСКОМ ЧЕМПИОНАТЕ ПО РАЛЛИ-РЕЙДАМ, МЫ УСПЕШНО ПРОШЛИ «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ». НА ТАКОЕ СЕРЬЕЗНОЕ РАЛЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ ВЫХОДИМ ВПЕРВЫЕ, БУДЕМ СРАЖАТЬСЯ.» — Вячеслав Субботин, спортивный директор команды ГАЗ Рейд Спорт.
Настоящий, полноценный старт ралли произошел спустя двое суток на земле Черного континента: это был уже гоночный день, время которого записывается в табель каждого экипажа. Тот, кто пройдет всю дистанцию до Дакара быстрее всех, станет победителем. Основатель ралли Africa Eco Race знаменитый гонщик Жан-Луи Шлессер решил дать возможность экипажам «вкатиться». Первый этап в Марокко небольшой, всего 86 км. Но уже на нем гонка понесла первые потери – разбился багги. Пилоты не пострадали, но машину отремонтировать не удалось и весь дальнейший путь до Дакара она проделала в прицепе.
Эти страшные пески
Трасса Africa Eco Race-2019 была проложена таким образом, что «песочницы» чередовались твердыми каменистыми участками. Пилоты сбрасывали давление шин до 0.8 атм в песке и накачивали их до 2.3-2.5 атм при выезде на твердый грунт. Чтобы боевые ГАЗели проходили такие участки с минимальными временными затратами, в них была установлена пневмосистема BERKUT, состоящая из двух компрессоров PRO-20, двух легких алюминиевых ресиверов по 10 литров и автоматики. В 10-литровый ресивер компрессор заранее накачивает воздух до давления 200 psi (14 атм). Экипажу оставалось только подключить пневмошланг с пистолетом, снять колпачок с ниппеля колеса и начинать подкачку до необходимого давления.
«У НАС ЕСТЬ ОПЫТ ПЕСКОВ КАЗАХСТАНА, НО АФРИКАНСКИЕ ПЕСКИ СОВСЕМ ДРУГИЕ. СТОИТ ДОПУСТИТЬ МАЛЕЙШУЮ ОШИБКУ, И МАШИНА СРАЗУ ЖЕ НАМЕРТВО САДИТСЯ. С СИСТЕМОЙ BERKUT НА ДОВОДКУ ДАВЛЕНИЯ ДО ПОЛОЖЕННОГО УРОВНЯ ВСЕХ ЧЕТЫРЕХ КОЛЕС УХОДИТ МЕНЕЕ ДВУХ МИНУТ.» — Евгений Павлов, штурман команды ГАЗ Рейд Спорт.
Техническая помощь от BERKUT
Такое многодневное ралли – это тяжелый труд экипажей и технических специалистов. Ставки высоки. Тот, кто пройдет всю дистанцию быстрее всех, станет победителем самого «Дакара». Поэтому все работали на износ: машины, пилоты и штурманы. Ночью пахали механики, которым приходилось спать днем на перегонах. Хорошо хоть лагерь всегда был ярко освещен, над ним гудели генераторы и инструменты.
«НАША ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА РАСПОЛАГАЛА ТРЕМЯ АВТОМОБИЛЯМИ УРАЛ, ПОД ЗАВЯЗКУ ЗАБИТЫМИ ЗАПЧАСТЯМИ И ИНСТРУМЕНТАМИ.» — Иван Седов, технический руководитель команды ГАЗ Рейд Спорт.
Казалось бы, предусмотрели все, но возникали нюансы. Например, дважды разряжались аккумуляторы. Хорошо, что в нашем арсенале имелись два пусковых устройства от BERKUT, без них потеряли бы время.
BERKUT JSL-12000 выручил нас с «боевой» ГАЗелью NEXT экипажа двух Евгениев – Суховенко и Павлова. В песках пустыни Сахара их автомобиль поломался – из-за сильнейшего удара вышел из строя задний мост. Машину вытаскивали уже в темноте: прицепили тросом к автомобилю прессы и полторы сотни километров тянули в облаке пыли. Двигатель выключили, фары работали только на аккумуляторе, который, вполне естественно, разрядился полностью. Утром поворот ключа отозвался мрачным молчанием – стартер даже не сделал попытки как-то отреагировать.
На помощь пришло пуско-зарядное устройство BERKUT Li-Polymer JSL-12000. Компактный пауэрбанк весом всего 450 грамм подсоединили к аккумулятору спортивной ГАЗель NEXT и сразу же завели дизельный двигатель Сumins объёмом 2.8L !
Вообще в ходе ралли Africa Eco Race BERKUT JSL-12000 оказался очень востребованным девайсом. Он исправно заряжал телефоны, давал жизнь уставшему ноутбуку. Удивительно, но с использованием JSL-12000 планшет заряжался быстрее через обычную розетку с использованием родного зарядного устройства!
Другим ранним утром у нас отказался заводиться журналистский Соболь. Причина банальна: вечером забыли выключить инвертор на 220 В, который подзаряжал гаджеты в дороге, и инвертор высосал аккумулятор досуха.
Пуско-зарядное устройство BERKUT JSL-12000 ночью трудилось как пауэрбанк – обеспечивало энергией ноутбук. Поэтому к утру также оказалось не в форме.
Однако в активе команды ГАЗ Рейд Спорт было еще одно пусковое устройство BERKUT – JSC-450C. Прелесть его в том, что вместо аккумуляторов внутри находятся конденсаторы, которые заряжаются от остаточной ёмкости севшей батареи. Подключили JSC-450C к севшему аккумулятору, конденсатор набрал от него заряд и выдал необходимый ток. Можно даже обойтись и без аккумулятора, приведя конденсатор в боевую готовность от сети другого автомобиля или от 220V . Получается, что BERKUT JSC-450C – это долгожитель, всегда готовый к работе и не требующий ухода.
Также у конденсаторного Беркута есть удобный пыле- влагозащищенный кейс, который оказался совсем кстати в условиях пустыни.
Опасные маневры
В гонке лидировали прототипы Optimus, которые обладают самыми высокими техническими возможностями – огромные ходы подвески, мощные двигатели. Например, на каменистых плато Optimus запросто развивали скорость до 200 км/ч, в то время как российские машины шли на 130-140 км/ч. Сладкий запах победы сыграл злую шутку с многодневным лидером гонки Домиником Лоурье. На шестой гоночный день прямо перед финишем он подставился под такой же Optimus братьев Куприяновых. Системы безопасности спасли пилотов, но машины разбили в хлам. Лоурье сошел с дистанции, не смогли продолжить гонку и Куприяновы. А жаль, российские гонщики вкатились и стали выбиваться в лидеры!
ННаконец-то Дакар
Ралли финишировало на берегу знаменитого Розового озера в Дакаре. Именно здесь всегда завершался «Париж – Дакар». Абсолютным чемпионом стал экипаж Струго/Борзотто на автомобиле Optimus. В грузовиках победил MAN, за рулем которого была женщина Элизабет Жасинто.
Трассу Africa Eco Race в команде ГАЗ Рейд Спорт лучше всех прошел экипаж Левицкого и Долгова на ГАЗоне NEXT: 22 место в неофициальном общем зачете и 7-е среди грузовиков. Это действительно достижение, поскольку наши парни на равных выступали против машин с двигателями под 1000 л/с. Уже потом, после гонки в кулуарах французский журналист признался, что большинство специалистов уверяло: российские машины не пройдут трассу длиной более шести тысяч километров из которых на боевые участки приходится около 4500 км! Но машины прошли и теперь об автомобилях ГАЗ знает весь мир.
Второй ГАЗон NEXT попал в серьезную аварию, но все же смог продолжить гонку: 24-е место в абсолюте и восьмое среди грузовиков. На 26-месте в общем зачете экипаж Суховенко и Павлова на автомобиле ГАЗель NEXT.
«МЫ ДОШЛИ ДО ФИНАЛА. НАШИ МАШИНЫ В ДАКАРЕ. ДЛЯ НАС РАЛЛИ AFRICA ECO RACE СТАЛО СЕРЬЕЗНЫМ ИСПЫТАНИЕМ, И МЫ ВЫДЕРЖАЛИ ЕГО. МАЛО У КОГО ИЗ ГОНЩИКОВ В АКТИВЕ ЕСТЬ НАСТОЯЩИЙ ДАКАР!» — Вячеслав Субботин, спортивный директор команды ГАЗ Рейд Спорт.