Как добавить комфортности езде по горам или пара слов про автомобильный компрессор BERKUT
Отчет о путешествии на Северный Кавказ популярного блогера-автопутешественника Андрея Кирнова:
На автомобильных порталах и форумах нередки споры бывалых адептов внедорожной езды aka джиперов по поводу того, надо ли «травить» шины при езде в горах или нет. Одни говорят, что надо, так как внедорожные свойства у шин с низким давлением возрастают, а другие говорят, что лучше их подкачать дополнительно, так как таким образом уменьшается риск бокового пореза острыми камнями. Сам я не отношусь к упомянутой категории автовладельцев, так как катаюсь на самом обычном автомобиле, но не могу не поделиться собственным мнением по данному вопросу.
Не сказать, что в поездке по Северному Кавказу было мало асфальта. Он, конечно же, был. Но бывали и дни, когда мы тряслись по каменистым серпантинам многие десятки километров. И тогда я с усмешкой вспоминал «легендарный» в интернетах 40-километровый грейдер на Териберку, который многим «вытряс душу».
Вообще, какой-то особой грязи на Кавказе нет. Оговорюсь, что я имею ввиду не какие-нибудь заброшенные лесовозные дороги, а скорее, самые обычные горные дороги, соединяющие небольшие населенные пункты и по которым гоняют заниженные Приоры и прочие «тазы». Почти все дорожки так или иначе отсыпаны щебнем и главной проблемой для автолюбителя может стать, в основном, размер попадающихся по пути камней. Про перегрев двигателя и тормозов в рамках этого поста я говорить не буду, вы и так все в курсе, я надеюсь.
Камни, которыми отсыпаны дороги, имеют различное происхождение и, как следствие, фактуру. Самые острые, которые мне встретились, были на старых, уже заросших травой и кустарником, дорожках вдоль Сулакского каньона в Дагестане. Там я реально опасался бокового пореза и ездил максимально медленно. По итогу, было хорошо видно, что боковины покрышек исчирканы всевозможными «штрихами», но всё обошлось.
А теперь небольшая предыстория. За пару недель до старта в сторону Кавказского хребта я получил на тест две вот такие замечательные коробочки.
Это автомобильный компрессор лимитированной серии BERKUT SPEC-15 и высокоточный манометр с дефлятором BERKUT ADG-032. Не раз встречая упоминание этого бренда в различных отчетах, я понял, что мой китайский ноунейм компрессор, кем-то когда-то подаренный на день рождения, в этот раз остается дома.
Как сообщает производитель, «главной особенностью устройства является его интеграция в пластиковый милитари-бокс, который позволяет эксплуатировать компрессор в экстремальных условиях и значительно упрощает его хранение и транспортировку. В компрессор внедрена новая поршневая группа, благодаря чему его производительность выросла до 44 л/мин. SPEC-15 маркируется специальной юбилейной эмблемой и выпускается ограниченной партией.» Лично мне пока не довелось его испытать в какой-либо экстремальной ситуации, но то, что в багажнике стало аккуратней, а компрессор работает реально в разы эффективней предыдущего, это уже свершившийся факт.
Кроме того, у меня теперь есть чем подкачать мяч, матрас или просто продуть какую-либо полость или трубки. В комплекте идет три специальные насадки. Есть так же возможность подключить прибор не через гнездо прикуривателя, а напрямую к клеммам аккумулятора с помощью «крокодилов».
В инструкции к компрессору сказано, что прибор оснащен высокоточным стрелочным манометром, но иметь в бардачке еще и дополнительный манометр с повышенной точностью в персональном чехле оказалось удобней вдвойне. Замер давления происходит в считанные секунды. Вы же в курсе, что давление в шинах нужно проверять минимум раз в месяц? Приспущенные шины, которые даже незаметны на глаз, уже довольно ощутимо влияют на расход топлива, а перекачанные — увеличивают тормозной путь. Кроме того, при нагреве (от активной езды и/или температуры окружающей среды) давление в шинах дополнительно возрастает, что для старой перекачанной ретивым шиномонтажником покрышки может стать причиной взрыва. И тут уж не до шуток, как говорится.
За день до выезда я проверил давление во всех четырех колесах Дастера (в запаске, каюсь, забыл). И как рекомендует Рено, выставил по кругу давление в 2 атм. Для этого пришлось два колеса подспустить. Я переобувался в апреле и они были слегка, но всё таки перекачаны.
На третий день поездки мы впервые съехали с асфальта и собрались подняться на плато Бермамыт в Карачаево-Черкесии. Первые километры пути туда ведет вполне прекрасный грейдер. По нему проедет любая легковушка, но там так адски трясёт, что езда превращается в суровое испытание на крепость нервной системы и жесткости подвески. От постоянной вибрации постоянно «отходит» флешка с музыкой, отваливаются гаджеты, которые навешены на лобовое стекло, а позвоночник просит пощады или хотя бы отдыха. В общем, я сказал второму экипажу по рации, что вы как хотите, а я стравливаюсь.
Воткнул для начала манометр и убедился, что законы физики никто не отменил. По мере подъема автомобиля в гору увеличилось и внутреннее давление в шинах, так как возникла разность между атмосферным давлением и внутренним. Прибор показал по всем четырем колесам уже 2,2 атм.
Резина у меня самая обычная, решил стравиться до двух очков с учетом продолжающегося набора высоты. Травиться сильнее было боязно, так как все те же боковые порезы и вероятность разуться в горах. Сейчас понимаю, что конкретно перебдел, но передвижение стало уже значительно комфортней. Кстати, спускать давление в помощью дефлятора — это вам не спичку в ниппель совать. Очень удобная штука. Можно «рывками», а можно и зафиксировать в открытом положении. В общем, минутное дело и мы отправились дальше.
Перед возвращением на асфальт на следующий день я остановился в поселке Учкекен, чтобы снова накачать давление. Обратите внимание, что компрессор не просто стоит в своем кейсе, а закреплен в нем. Таким образом, прибор не валяется в грязи, не так сильно сосет пыль, поднимаемую собственной вибрацией и быстро складывается обратно. Шланг и провод длиной почти 5 метров без труда умещаются в коробке.
Компрессор, кстати, тоже оборудован спускным клапаном дефлятором. Топовые модели компрессоров BERKUT имеют еще и быстронакидную насадку на ниппель, здесь же используется резьбовое соединение.
Корпус пыленепроницаемый, металлический. Насос поршневого типа, не требующий смазки, а поршневое кольцо из фторопласта. Есть встроенный фильтр очистки и защита от перегрева.
На дорогах Северной Осетии от постоянной вибрации у меня открутился один винт крепления защиты картера. Остальные уже тоже ослабли. Добродушный осетин в одном из СТО Владикавказа протянул мне их все еще раз и мы отправились дальше. На пути из Чечни в горный Дагестан (мы ехали не по трассе «Кавказ», а по горам), я так устал от перманентной тряски, что снова остановил нашу маленькую колонну и стравился уже до 1,8 атм. И тут уже не выдержал Андрей dron285. Манометр на его Шкода Йети показывал 2,7 атм на всех колесах!
Стравили давление, поехали дальше и Андрей признался по рации, что он не ожидал такого ощутимого эффекта. Езда становится комфортней, экономится ресурс подвески, а главное — ты можешь сконцентрироваться на красоте окружающего ландшафта и, наконец, отвлечься от бесконечной выматывающей тряски.
И Андрей абсолютно прав. Причем, внешне практически не видно, что колеса приспущены, но ощущения при езде меняются кардинально. Главное — при выезде на трассу не забыть снова подкачаться. Тем более, что теперь это не занимает столько времени как раньше и я могу наверняка контролировать результат.
За предоставленные автомобильные аксессуары и дополнительное удовольствие от поездки по горным серпантинам Северного Кавказа благодарю компанию Tany, а за фото «в процессе» — Андрея dron285.
Источник: http://muph.livejournal.com/512983.html
Поделитесь с друзьями!