220-вольтовые компрессоры BERKUT SAC280 и SAC400: что у них внутри?

12-вольтовые автокомпрессоры BERKUT традиционно используют лучшие технические решения и высококачественные материалы. Давайте выясним, соответствуют ли этим критериям 220-вольтовые модели?

BERKUT SAC280 и SAC400 – два брата-близнеца, два компактных и легких сетевых компрессора, похожие, но при этом весьма разные.
Оба компрессора оснащены 6-литровыми ресиверами и нагнетают в них по 8 бар, однако SAC280 имеет одноцилиндровую схему с большим ходом поршня, коллекторным мотором и ременной передачей на кривошипно-шатунный механизм, а SAC400 – двухцилиндровый, с прямым приводом пары цилиндров от вала асинхронного двигателя.
В результате SAC280 – более производительный, более легкий (разница в 5 кг), но более шумный. А SAC400, в свою очередь – менее производительный, но за счет малых ходов противофазно двигающихся поршней – очень тихий. Такие отличия позволяют выбрать наиболее подходящую под конкретные задачи модель, хотя оба компрессора – достаточно универсальны. Ну а в этой истории мы ознакомимся с внутренним устройством агрегатов и разберемся, насколько они надежны и ремонтопригодны!

Компрессор BERKUT SAC280

Технические характеристики:

— Напряжение питания: 220 В
— Мощность потребления: 1100 Вт
— Максимальное давление: 8 бар
— Скорость вращения электродвигателя: 3550 об/мин
— Время непрерывной работы: 30-40 мин
— Cуммарное время работы в сутки: 2-3 часа
— Максимальная производительность: 180 л/мин
— Уровень шума: < 97 дБ
— Объём ресивера: 6 л.
— Размеры устройства: 330x315x350 мм
— Масса: 10,5 кг

При разборке корпус-кожух компрессора «располовинивается». Половинки выполнены из толстого ударопрочного пластика, и скручены большим количеством винтов, делающих конструкцию монолитной. Также половинки корпуса прикреплены к штампованному металлическому шасси-днищу, на котором в свою очередь смонтирован моторно-компрессорный блок.

К металлическому шасси сваркой прикреплен ресивер – для максимальной жесткости конструкции, чтобы не нагружать крупными и массивными деталями пластиковый внешний корпус-кожух. Моторно-компрессорный блок легко извлекается полностью после отворачивания трех болтов М6 и отключения выходной трубки.

Внутри корпуса вращаются две вентиляторные крыльчатки. Одна на валу двигателя (с воздухораспределительным кожухом); вторая – на вторичном, кривошипном валу. Первая интенсивно охлаждает мотор, а вторая обдувает греющийся цилиндр и промежуточный охладитель сжатого воздуха между цилиндром и ресивером, сделанный из нескольких витков алюминиевой трубки.
Интересно, к слову, что крыльчатка обдува на кривошипе, стоящая на одном валу с маховиком, имеет смещенный центр, чтобы вращение шло ровно, без колебаний, синхронно с маховиком.

Самая крупная и ключевая деталь агрегата – моторно-компрессорный узел. Это массивное литое легкосплавное шасси, являющееся одновременно блоком для цилиндра, несущей основой для вторичного вала кривошипно-шатунного механизма, а также передней крышкой электродвигателя.

Головка цилиндра – массивная, с развитым оребрением. Сам цилиндр – достаточно тонкостенный, но это компенсируется его интенсивным принудительным обдувом.

Ременная передача между двигателем и коленчатым валом, приводящим в движение шатун, использует трехручьевой поликлиновый ремень – он не требует элементов регулировки натяжения, обслуживания и контроля в процессе эксплуатации. Но на случай замены его индекс – 313EPJ.

Вторичный вал, на котором находится колено для поршня и маховик, вращается на двух подшипниках 6001RS (12x28x8 мм) с пылезащитными крышками сепараторов. Такой же подшипник – у шатуна. Подшипники двигателя – с металлическими крышками сепаратора, 608Z (8x22x7 мм).

1,2-киловаттный двигатель – достаточно компактный, что свойственно коллекторным 220-вольтовым моторам. Его ресурс определяют щетки, которые в BERKUT SAC280 можно заменить. Быстрой замены, как в некотором электроинструменте (где крышки щеточных шахт выведены на внешний корпус) тут нет, но в целом добраться до щеток можно минут за 10-15 с помощью одной лишь крестовой отвертки и более-менее прямых рук ))
Щетки качественные, крупные, с тоководами большого сечения и безпаечным подключением на разъемах. Размер новой щетки (необходимый для поиска при замене) — 11х6х22 мм.

Обмотка мотора защищена от перегрева автоматическим самовосстанавливающимся термопредохранителем.

Как и у любого ресиверного компрессора, у BERKUT SAC280 имеется датчик давления с гистерезисом, который обеспечивает автоматический режим работы компрессора – отключая двигатель при максимуме в ресивере, а также сливной клапан для удаления скапливающегося конденсата. На выходной воздушной рампе установлены гнездо для подключения шланга, регулятор давления и предохранительный клапан, срабатывающий, если по каким-то причинам автоматика не отключит двигатель при достижении давления в 8 бар.

Компрессор BERKUT SAC400

Технические характеристики:

— Напряжение питания: 220 В
— Мощность потребления: 600 Вт
— Максимальное давление: 8 бар
— Скорость вращения электродвигателя: 1450 об/мин
— Время непрерывной работы: 30-40 мин
— Cуммарное время работы в сутки: 2-3 часа
— Максимальная производительность: 110 л/мин
— Уровень шума: < 50 дБ
— Объём ресивера: 6 л.
— Размеры устройства: 330x350x320 мм
— Масса: 15,9 кг

BERKUT SAC400 в компоновочном плане устроен схожим образом с SAC280. Это такое же штампованное из толстого стального листа днище с приваренным к нему ресивером, и внешний пластиковый кожух из двух несимметричных половин. Внутри на днище, в свою очередь, смонтирован моторно-компрессорный модуль на основе асинхронного двигателя на 0,6 кВт и двух цилиндров справа и слева от него, чьи шатуны получают крутящий момент напрямую с вала двигателя, по коаксиальной схеме, без ременной передачи, как в SAC280.

Внутри корпуса BERKUT SAC400 мы видим достаточно универсальный коаксиальный двухпоршневой безмасляный компрессорный модуль, встречающийся в большом количестве разных моделей компрессоров от разных брендов. Это достаточно хорошо обкатанная надежная и простая конструкция, применяемая как с открытым монтажом (на ресиверы), так и в корпусном варианте. Модуль стоит на четырех резиновых виброразвязывающих ножках со шпильками М6, дополнительно снижающих уровень шума при работе.

С обоих сторон модуля, возле каждой головки, имеется своя крыльчатка, продувающая как двигатель, так и цилиндро-поршневую группу:

Теплоотводу также способствуют развитые ребра на крышках головок цилиндров, и массивные алюминиевые пластины, несущие на себе лепестковые клапана. Цилиндры – невысокие, рассчитанные на малую амплитуду ходов поршней. Толщина стенок – средняя.

Кривошипы снабжены противовесами для уменьшения вибрации. Подшипники шатунов – крупные, типоразмера 6006 (30x55x13 мм) с пылезащитными резинопластиковыми крышками сепараторов.

Воздушный фильтр – повышенной эффективности, со сменным (и пригодным для очистки продувкой) бумажным фильтров с резиновой обойме:

На ресивере BERKUT SAC400 смонтированы сливной клапан для удаления скапливающегося конденсата, предохранительный клапан, и датчик давления, который обеспечивает автоматический режим работы компрессора – отключает двигатель при достижении 8 бар в ресивере. Также имеется самовосстанавливающийся термопредохранитель на обмотке двигателя, защищающий мотор от перегрева. В отличие от SAC280, показать его на фото затруднительно, поскольку видно его с трудом — лишь через вентиляционные отверстия.

Отдельно следует отметить элемент, которого нет в модели SAC280 – это электромагнитный разгрузочный клапан. Он перед каждым стартом компрессора кратковременно, на доли секунды пускает воздух из цилиндров в обход ресивера. Такой алгоритм нужен для работы компрессора в условиях пониженных температур и когда в ресивере присутствует давление. Чтобы мотору было проще стартовать и набрать обороты, клапан позволяет ему сделать это, сперва направляя воздух в атмосферу, а не в емкость, где уже имеется подпор давления, после чего переключаясь на ресивер. Такой функционал имеется у всех безмасляных компрессоров с асинхронными моторами и прямым приводом, а вот SAC280 он не нужен, поскольку у коллекторного двигателя более высокий стартовый крутящий момент + присутствует ременный редуктор.

Подытожим!
И BERKUT SAC280, и BERKUT SAC400 – качественные модели компактных и мобильных 220-вольтовых компрессоров. Некоторые их свойства существенно отличаются, позволяя подобрать более удобный вариант для ваших условий эксплуатации, но конструктив у обоих — качественный и ремонтопригодный, без узких мест и «экономии на спичках».

Друзья, эта публикация подготовлена для того, чтобы вы могли понять все достоинства нашего оборудования, насколько оно ответственно спроектировано и изготовлено. BERKUT занимается автоаксессуарами с 2001 года и разрабатывает все свои модели с учетом огромного массива накопленного опыта, качества комплектующих и высокого уровня сервиса.